Василий Меликишвили - гениальный художник и удивительный
человек. Жизнь много раз устраивала ему тяжелые испытания, но он с достоинством
преодолевал их.
Родился он в 1932 году в Москве, но очень рано потерял
родителей, и был отдан в детдом. Человека, который сдал его в детдом, звали
Василием Меликишвили. Поэтому будущего
художника и назвали Василием Васильевичем Меликишвили. С самого детства
художник отличался от большинства своих сверстников. Маленький, очень худой, с
большой головой, слабый и болезненный, он не мог похвастаться физической силой,
но всегда защищал слабых и за правду боролся до конца. С детства был
мечтателем, любил читать, живо интересовался всем, что его окружало. После
детского дома и службы во флоте, так как у него была грузинская фамилия, его по
комсомольской путевке направили на Кавказ, в Сухуми.
В Абхазии он стал работать художником-оформителем, а в
свободное от работы время занялся живописью и графикой «для души». Довольно
быстро он познакомился с неординарными людьми: археологами, историками,
этнографами, литераторами. Благодаря
этим знакомствам он пропитался историей, культурой и искусством народов
Кавказа. Вместе с археологом Юрием Вороновым Василий Меликишвили побывал во всех уголках
Абхазии. Делали раскопки, записывали легенды, изучали памятники древнейшей
культуры Кавказа и Закавказья. Замечательным событием в его жизни стала встреча
с Инессой Михайловой, которая стала ему женой, другом и ангелом-хранителем. Отец Инессы был известным врачом-офтальмологом,
а мать занималась пчеловодством и апитерапией. Еще в начале их супружеской
жизни Василий спросил свою жену, согласна ли она жить с художником, никогда не
зная, будет ли у них завтра еда или нет. Если бы Инесса сказала, что хочет
обеспеченной жизни, Василий бросил бы живопись и занялся пчеловодством. Но жена, проявив свойственную ей мудрость,
сказала, что заниматься он должен тем, что у него лучше всего получается – живописью.
Они поселились в родительском доме жены, в центре Сухуми.
Так Василий остался художником. Он много экспериментировал в живописи,
графике, скульптуре. Успешно занимался театральными декорациями и костюмами.
Делал великолепные мозаики, которые до сих пор украшают Сухуми. Даже сейчас, не смотря на свои преклонные
года, он ищет новые материалы, создает свои краски, экпериментирует с техникой
живописи.
За свою жизнь он познакомился со многими известными людьми. В
его доме бывали Майя Плисецкая, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер. Делал
совместные проекты с Зурабом Церетели.
В 1980 году после персональной выставки в Тбилиси Василия
Меликишвили приняли в Союз художников СССР.
К этому времени у него сложился собственный неповторимый стиль.
Некоторые искусствоведы определяют его стиль как этносимволизм, так как в его
живописи сочетаются мифы Кавказа, библейские мотивы и глубокая гуманистическая символика.
В 1991 году Василия Меликишвили пригласили во Францию на его первую
персональную зарубежную выставку. В то время, для того чтобы вывезти картины за
границу, необходимо было пройти комиссию, оценивающую художественную ценность
работ. На членов комиссии картины произвели такое впечатление, что в течение
нескольких дней определялось, не являются ли они предметами антиквариата.
Василий Меликишвили доказал авторство своих работ. А экспертами была
подтверждена их высокая художественная ценность. В результате художнику
пришлось отдать все свои деньги, приготовленные на поездку во Францию, за право
вывоза своих же работ, и в Париж художник с женой приехали абсолютно без денег.
Они остановились в гостях у организатора выставки и очень переживали, что
картины художника не понравятся взыскательной французской публике. И вот
наступил день выставки. В старинном замке, в предместьях Парижа, собрались
самые влиятельные люди Франции. Выставка
была оригинально оформлена: на стенах, декорированных еловыми ветвями и
чучелами диких зверей, висели картины художника. К Василию Васильевичу
подходили разные люди и что-то оживленно говорили, а он не понимал ни слова и
очень волновался. К вечеру все картины были
раскуплены.
После выставки Василию предложили навсегда остаться во
Франции, ему пообещали мировую славу, и условия, о которых он мог только
мечтать. Казалось бы, кончились сложности художника и у него началась совсем
другая жизнь, но…
В Сухуми остались две его дочери, и художник с женой поехали
за ними. На следующий день, после их возвращения, началась грузино-абхазская
война, граница закрылась, самолеты не летали. Много, слишком много пришлось им
пережить за эту войну. И как же могло быть иначе: художник с грузинской
фамилией, знающий только русский язык, живущий в большом хорошем доме в самом
центре Сухуми, да еще и вернувшийся из Парижа, не мог не привлечь внимание. За
годы войны Василий Меликишвили пережил так много, что хватило бы не на одну
жизнь. Его дом неоднократно грабили,
из-за взрывов в доме не осталось ни одного целого стекла, его 9 раз
выводили на расстрел. Людей, воюющих по
обе стороны, одуревших от чужой и собственной крови, раздражал человек, не
принимающий ничьей стороны, но одинаково гуманно и с любовью относящийся ко
всем людям независимо от их национальности.
Всю войну он и его семья помогали нуждающимся: покупали продукты,
медикаменты, прятали и спасали тех, кому угрожала опасность.
И вот война закончилась, художник проводит персональную
выставку в ЦДХ, в Москве, на которой выставляются картины, написанные за
военное и послевоенное время. Несмотря на все пережитые ужасы, взгляд художника
на жизнь не изменился, его картины пропитаны любовью, добром, верой. Этими
тремя чувствами и сейчас живет семья художника. На те деньги, которые он
получает с продажи своих картин, Василий Меликишвили и его жена помогают старым,
нуждающимся людям, которых в Абхазии немало.
В 2000 году за вклад в мировую культуру художник был удостоен
звания академика российско-итальянской Академии Феррони.
В 2010 году художника
Василия Меликишвили приняли в Международный художественный фонд. Его картины
находятся у Эдуарда Шеварнадзе, Гельмута Коля и в других частных коллекциях. Совсем недавно его работы
заметила китайская делегация в одной из частных галерей. Они купили все его
работы и уговаривают уехать в Китай и открыть там свою академию живописи. Но
пока художник не соглашается и надеется, что получит признание в своей стране. Надо
знать его, с какой любовью и жаждой жизни он смотрит на мир, познавая
неизвестное, все время пытливо постигая
жизнь. Отрицает и не приемлет всю грязь мира, потому его работы такие светлые,
в них так много добра, любви к людям и всему живому.
|