журнал "Юный художник" ЭТНОСИМВОЛИЗМ В ИСКУССТВЕ В.В. МЕЛИКИШВИЛИ
Василий Меликишвили определяет свое искусство как
«этносимволизм». Это довольно сложное по своей структуре, по характеру
изложения и творческой концепции условное определение. Глядя на произведения
этого автора, зритель значительно шире, нежели разного рода теоретические
экзерсизы, воспринимает его многогранное самобытное и самодостаточное
искусство. В работах художника отразилась неоднозначность, выходящая за рамки
неких определений национального самосознания. Поскольку его живопись вбирает в
себя различные традиции и стили, связанные с великими мастерами прошлого, культуры
Высокого и Северного Возрождения, которые проявились, скорей всего, не в
сюжетных, образно-содержательных структурах, а в особой трансформации неких
символов, определяющих ту или иную эпоху.
Для В.В. Меликишвили присуще
органичное единение наивных форм примитива, духовная содержательность
опробированных эталонов «классической» мировой художественной культуры и
непосредственность личного восприятия. В работах мастера угадываются черты,
присущие разным направлениям мирового искусства. Кому-то покажется, что в одной
работе звучит парафраз работам Брейгеля, в другой – Пиросмани, в третьей – Анри
Руссо…
Вместе с тем, его картины, при всей
своей разнородности, обладают удивительным единством самобытного
живописно-пластического языка автора, уникальностью системы изобразительных
средств самовыражения. Его многофигурные композиции - конгломерат сценических
сюжетов и фольклорно-этнических мотивов – становятся своего рода сплавом
личного духовного опытаи художественной
практики живописца. Он сам, как бы, присутствует в сложносочиненных, и
разыгранных им ситуациях: на пиршествах, в жанровых праздничных и бытовых
сценах. И это заметно не только потому, что художник изображает самого себя
среди своих персонажей, но и в том, особом внутреннем «ощущении», вне зависимости
от жанра, автопортретности настроений и состояний.
Искусство мастера вбирает в себя
множество фактологических и событийных элементов, фантазии и конкретные
переживания мастера. Оно обладает и особым магнетизмом, который, на разных
этапах его творческого мышления, наполняется все новыми и новыми смыслами.
В.В. Меликишвили присуща некая особая
пластическая рельефность живописной структуры, многослойность цветовых решений,
которые акцентированы характером корпусного мазка, фактурой, эффектами
свето-воздушной среды. Естественно, рассматривая ретроспективный ряд его работ
мы видим и закономерное изменение формальных решений в композиции, рисунке,
живописной оранжировке: от декоративной орнаментальности, некоей «ковровости»
пространственной структуры, открытой фронтальности обращения к зрителю – ко все
более сложной образной драматургии и духовной содержательности.
Василий Васильевич Меликишвили, как
большой художник, многолик и,вместе с
тем, един по художественной концепции многоэтапного постижения противоречивой и
вечной природы мироздания. В его творчестве, Вера, как высшее проявление
духовности, соединяется с верностью многовековым традициям кавказских народов,
с любовью в изображении реалий его быта, жизненного уклада и национального
характера.
По своей живописно-пластической
структуре и богатой содержательности искусство В.В. Меликишвили – признанного
основателя и мэтра «этносимволизма» расширяет
горизонты мировосприятия зрителя, вовлекает его в процесс сотворчества.