Судьба щедро
одарила Василия Меликишвили - удивительного, самобытного художника из
Сухуми
редкими талантами, но определила ему нелегкий жизненный путь. Родившись в
Москве в 1932 году, Василий Васильевич очень рано потерял родителей и,
закончив
школу-интернат, приехал в Абхазию. Страна морского прибоя и горных
потоков,
роскошной флоры и фауны, древней истории и богатой культуры, смешения
языков и
народов- пленила его…
Обосновавшись
в
городе-курорте Сухуми, он имел редкую возможность знакомиться со
многими
интересными людьми- деятелями науки, культуры и искусства- заезжими и
местными.
Здесь жила и работала легендарная «амазонка» советского авангарда-
Варвара
Бубнова, вернувшаяся из Японии, где она, кстати, давала уроки Йоке Она-
жене и
«музе» Джона Леннона. Какое-то время будучи художником по оформлению
города,
Василий Меликишвили выкладывал мозаику бок о бок с Зурабом Церетели-
будущим
президентом Российской Академии художеств.
С
первого
дня в Абхазии он жадно впитывал новые впечатления, живо наблюдал местные
нравы
и обычаи, вдумчиво изучал фольклор, литературу и искусство различных
народов
Кавказа. С 1956 года стал серьезно заниматься живописью, сначала «для
себя,
жены и дочерей». Много экспериментировал, до многого «доходил сам», но к
специальному художественному образованию не стремился. Однако, настолько
сильным, ярким и самобытным был талант художника-самоучки, что в 1973
году
состоялась его персональная выставка в Доме художника в Сухуми; а в 1980
году
его приняли в Союз Художников СССР. В том же году он дебютирует уже в
Тбилиси,
на выставке Ассоциации художников «Пиросмани», с которым, кстати, его
часто
сравнивали.
Однако,
не
открещиваясь от такого довольно формального «родства» и поверхностного
сходства
своей живописи с «примитивизмом», Василий Меликишвили развивает и
теоретически
обосновывает кредо своего творчества, которое он расценивает, как начало
«синтетического искусства», новой эволюционной эпохи человечества.
Открытое им
новое направление - «этносимволизм»- это способ передачи
изобразительными
средствами вечных общечеловеческих истин, космических знаний и высших
идей
через традиционные этнические символы, определяемые
культурно-национальной
принадлежностью художника.
По
мысли
основателя «этносимволизма»- «духовный заряд, заложенный в произведении
искусства, должен непосредственно влиять на психическую ауру и
ноосферное
пространство человека, воспринимающего это произведение искусства, и,
соответственно, не отображать биологический мир, а взаимодействовать с
тонкими
духовными сферами».
Василий Иванович Попов искусствовед, журнал " Юный художник"